2017-04-12 09:57:00

Законопроект о трехуровневой документации - влияние на российский бизнес

Руководитель Департамента налогового консультирования и трансфертного ценообразования
IBFS united Александр Гуськов дал интервью информационному порталу Bloomberg BNA, в котором обсуждалась новая версия законопроекта о трехуровневой документации, как она затронет механизм отчетности по трансфертному ценообразованию и где подавать отчетность, а также рекомендации членам международных групп, на что необходимо обратить внимание в связи с внедрением в России трехуровневой документации.

- Какие изменения в новой версии законопроекта вы считаете наиболее существенными? Есть ли среди них те, которые существенно усилят (или напротив понизят) административную нагрузку на бизнес, по сравнению с предыдущей версией от сентября 2016 года?

Практически все изменения, внесенные в Законопроект, являются инициативой крупнейших налогоплательщиков нефтегазового и металлургического секторов и направлены на сближение российского закона с рекомендациями ОЭСР в рамках пункта 13 BEPS. При этом консультации Минфина с налогоплательщиками были начаты задолго до публикации сентябрьской версии законопроекта, поэтому и она уже содержала в себе многие обоснованные комментарии бизнеса.

В текущей версии законопроекта, в частности, были устранены проблемы, связанные с некорректным переводом норм ОЭСР на русский язык, а также требования, которые являлись избыточными по отношению к рекомендациям ОЭСР в части содержания глобальной и национальной документации.

- Статья в отношении национальной документации содержит ссылку на ст. 105.15 НК РФ, а также вносит изменения в саму ст. 105.15 НК РФ в отношении перечня информации, которая должна содержаться в документации. Что означают эти изменения для компаний? Как изменится механизм отчетности по трансфертному образованию?

Новые требования по подготовке документации относятся не ко всем контролируемым сделкам, а только к внешнеторговым сделкам российских налогоплательщиков, являющихся членами международных групп, с другим членом данной международной группы.

Таким образом, требования по подготовке документации для организаций, не являющихся участниками международных групп (порог по выручке установлен законопроектом в размере 50 млрд. руб. или ОЭСР в размере 750 млн. евро), а также требования для внутрироссийских сделок не изменились.

В части дополнительных требований по внешнеторговым сделкам членов международных групп, указанные требования соответствуют рекомендациям ОЭСР по содержанию национальной документации. Данная информация позволяет налоговым органам при оценке рыночности цен сделок принимать во внимание не только обстоятельства данной сделки, но и иные возможные взаимосвязанные отношения между налогоплательщиком и иными компаниями группы, которые могут оказать влияние на цену контролируемой сделки.

Еще одно новшество для российских налогоплательщиков-членов международных групп в рамках подготовки документации - теперь с усилением международного обмена информацией придется создавать единую национальную документацию, которая с применением одинакового подхода обосновывала бы цену для двух сторон сделки. Ранее многие налогоплательщики по внешнеторговым сделкам пользовались подходом, когда обосновывалось, что в России уплачено больше налогов (выручка российской компании по сделке выше рыночного уровня или ее расходы по сделке ниже рынка). В новых условиях применение такого подхода станет невозможным.

- Есть ли разница для международных компаний (особенно российских дочерних компаний международных групп), где подавать отчетность: в России или за рубежом? Что предпочтительнее?

Если в стране резидентства материнской компании группы есть законодательство о подготовке страновой отчетности, то подавать страновой отчет такая группа должна именно в этой стране. Назначение суррогатной материнской компании возможно в случае, если в стране материнской компании не действует такое законодательство. Таким образом, выбор где подавать отчетность будет только у международных групп, холдинг которых находится в такой юрисдикции.

Выбор России, а не европейской страны (например, Голландии), в качестве юрисдикции для подачи страновой отчетности, непривлекателен для бизнеса в связи с более жестким администрированием отчетности. Так, в России предусмотрен штраф не только за неподачу странового отчета, но и за отражение в нем недостоверных сведений. Для определения достоверности таких сведений, скорее всего, необходима процедура, аналогичная камеральной проверке деклараций. Однако, так как страновой отчет может создаваться на базе любых стандартов отчетности, осуществление проверки достоверности его сведений очевидно может привести к очень большому количеству требований пояснить принцип формирования того или иного показателя со стороны налоговых органов.

- Каковы ваши рекомендации компаниям в связи с внедрением в России трехуровневой документации? 

Трехуровневая документация - это существенный шаг в процессе совершенствования международного обмена информацией. Скорее всего, это совершенствование может продолжиться, в связи с чем попытки не раскрытия или раскрытия неполной информации в документации будут обнаружены налоговыми органами. Кроме того, налоговые органы будут отходить от оценки сделок по отдельности, а будут оценивать бизнес и все отношения плательщика с группой компаний в целом, в связи с чем мы рекомендуем подробно описать эти аспекты в документации и быть готовыми доказать, что на цену сделок не могли повлиять иные отношения с контрагентом или другими компаниями группы.

Для членов международных групп, даже если материнская компания находится не в России, мы рекомендуем обратить внимание на содержание глобальной документации - единого документа для группы. Этот документ не должен содержать противоречий с тем, что отражает налогоплательщик в национальной документации. Особенно здесь может сыграть роль тот факт, что глобальная документация составляется через 15 месяцев после окончания отчетного года, а национальную документацию могут затребовать уже через 5 месяцев после его окончания. Таким образом, налогоплательщик рискует предоставив в ФНС РФ национальную документацию, получить через некоторое время от материнской компании глобальную документацию, выводы в которой не будут соответствовать отраженной им в национальной документации информации. Поэтому мы рекомендуем принимать активное участие в процессе составления и согласования глобальной документации.


Интервью подготовила
Корреспондент Bloomberg BNA в России
Наталья Суворова



Архив →